Социально-психологическое тестирование
05.02.2021
Социально-психологическое тестирование. Что
нужно об этом знать?
Проведение
социально-психологического тестирования организовано во исполнение Приказа
Министерства образования и молодёжной политики Свердловской области от
19.08.2019 №145-И «О проведении социально-психологического тестирования
обучающихся в муниципальных общеобразовательных и в государственных
профессиональных образовательных организациях Свердловской области,
направленного на ранее выявление незаконного потребления наркотических средств
и психотропных веществ с использованием единой методики»
Тестирование
будет ежегодный и пройдет на всей территории Российской Федерации.
Участниками станут
обучающиеся с 7 по 11 класс (с 13 до 18 лет включительно).
Целью тестирования является
выявление скрытой и явной рискогенности социально-психологических условий,
формирующих психологическую готовность к аддиктивному (зависимому) поведению у
лиц подросткового и юношеского возраста. Она выявляет социально-психологические
предпосылки, которые в определенных
обстоятельствах могут
спровоцировать желание попробовать наркотик.
1.Так как все результаты
деперсонифицированы, получить индивидуальные результаты обучающегося из
работников и руководства образовательной организации никто не сможет.
2.С конфиденциальной информацией о Вашем
ребенке имеет право работать только педагог-психолог образовательной
организации, который имеет соответствующее образование.
3.Обнародоваться и обсуждаться будут
только усредненные (статистические) результаты и иметь вид
статистического отчета по классу или школе в целом.
В
образовательной организации действует положение о конфиденциальной информации.
Каждому
обучающемуся присваивается индивидуальный код участника, который делает
невозможным персонификацию данных.
Список
индивидуальных кодов и соответствующих им фамилий хранится в образовательной
организации в соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2007 г. № 152-ФЗ «О
персональных данных».
Персональные
результаты могут быть доступны только трем лицам: родителю, ребенку и
педагогу-психологу.
Методика СПТ
не выявляет наркопотребление или
наркозависимость. В ней нет ни одного вопроса об употреблении
наркотических средств и психотропных веществ.
Методика является опросом мнений и не
оценивает самих детей. Таким образом, оцениваются не дети, а
социально-психологические условия, в
которых они находятся.
Методика основана
на представлении о
непрерывности и
единовременности совместного воздействия
на ребенка «факторов риска» и «факторов
защиты».
Если «факторы
риска» начинают преобладать
над «факторами защиты» –
обучающемуся необходимо оказать
психолого-педагогическую
помощь и социальную
поддержку и предотвратить таким образом
вовлечение в негативные
проявления, в том
числе наркопотребление.
«Факторы риска» –
социально-психологические
условия,
повышающие угрозу
вовлечения в зависимое
поведение
(наркопотребление).
ü Подверженность негативному влиянию группы;
ü Подверженность влиянию асоциальных установок
социума;
ü Склонность к рискованным поступкам;
ü Склонность к совершению необдуманных
поступков;
ü Трудность переживания жизненных неудач.
«Факторы защиты» – обстоятельства, повышающие
социально-психологическую устойчивость к воздействию «факторов риска».
Методика
оценивает такие параметры как:
ü Благополучие
взаимоотношений с социальным окружением.
ü Активность
жизненной позиции, социальная активность.
ü Умение говорить
НЕТ сомнительным предложениям.
ü Психологическую устойчивость
и уверенность в
своих силах в трудных жизненных ситуациях.
ü заполнение
анкеты из 110 или 140 утверждений, на все из которых необходимо ответить (для
учеников 7-9 классов методика содержит 110 утверждений, для учеников 10-11
классов, а также студентов колледжей и 1-2 курсов высших учебных заведений 140
утверждений)
ü максимальная
продолжительность проведения диагностики составляет 2 астрономических часа
ü при проведении
тестирования в качестве наблюдателей допускается присутствие родителей учеников
Наблюдающие за процедурой родители или
иные законные представители учащихся обязаны выполнять следующие правила
поведения:
быть «незаметными»: вести себя тихо, не
отвлекать учащихся, не задавать им вопросов, не подсказывать
поддерживать
обстановку честности и открытости: не смотреть на то, как респонденты
отвечают на задания теста
рекомендуется наблюдать
со стороны, ходить по помещению где проходит тестирование является
нежелательным
Краткую
характеристику актуального уровня развития психологической устойчивости;
Рекомендации в
каком направлении можно развивать свою психологическую устойчивость;
Возможность
индивидуального обращения к психологу, проводившему тестирование, для получение
более подробных результатов тестирования
Тестирование
проводится при наличии информированного согласия в письменной форме одного из
родителей (законного представителя) обучающихся, не достигших возраста
пятнадцати лет
согласие фиксирует
разрешение Вашему ребенку участвовать в тестировании
подтверждает
Вашу осведомленность о цели тестирования, его длительности и возможных
результатах
Приказ № 59 от 20 февраля 2020 г. об утверждении Порядка проведения социально-психологического тестирования
Приказ № 134-И от 16 июня 2020 г. о проведении социально-психологического тестирования обучающихся