Рабочая программа воспитания

1

Содержание
1. Особенности организуемого в школе воспитательного
процесса……………………………………………………………… 3
2. Цели и задачи воспитания…………………………………………. 5
3. Виды, формы и содержание деятельности ......................................8
3.1. Модуль «Ключевые общешкольные дела» ……………………9
3.2. Модуль «Классное руководство» ……………………………...12
3.3. Модуль «Курсы внеурочной деятельности» …………………14
3.4. Модуль «Школьный урок» ……………………………………. 16
3.5. Модуль «Самоуправление» …………………………………… 18
3.6. Модуль «Музейное дело» ……………………………………. 20
3.7. Модуль «Экскурсии, экспедиции, походы» ………………… 21
3.8. Модуль «Профориентация» …………………………………. 22
3.9. Модуль «Школьные медиа» …………………………………. 23
3.10. Модуль «Организация предметно-эстетической среды» ……. 26
3.11. Модуль «Работа с родителями» ………………………………. 28
3.12. Модуль «Волонтерство» ………………………………………28
4. Основные направления самоанализа воспитательной работы ……30
Календарный план воспитательной работы ……………………. 33

2

1. ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗУЕМОГО В ШКОЛЕ
ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
МАОУ СОШ №166 является средней общеобразовательной школой,
средней по наполняемости.
МАОУ СОШ №166 (далее – Организация) — это городская школа,
расположенная в центре Железнодорожного района. В шаговой доступности
имеются спортивные школы и секции: детские досуговые центры,
музыкальные школы: лингвистические центры: художественные школы. В
процессе воспитания школа сотрудничает с культурно-зрелищным центром
«Стрела»,
детским
экологическим
центром
«Рифей»,
ЦДТ
Железнодорожного района, Дворцом творчества детей и молодёжи
«Одаренность и технологии, с Свердловской государственной академической
филармонией, с субъектами профилактики: ПДН ОП УМВД России по г.
Екатеринбургу, ТКДН и ЗП, ГИБДД, органами социальной помощи
населению - отдел опеки и попечительства Железнодорожного района,
Центром занятости населения, МБУ «ДГБ № 2», МБУ «Городской центр
медицинской профилактики», МБУ ЕЦПППН "ДИАЛОГ" и другими.
Все эти значимые для школы партнеры оказывают положительное
влияние на обучающихся.
Социокультурная среда района разнообразна и многонациональна, что не
мешает направлять векторы воспитательной деятельности школы на
сохранение внутреннего духовного богатства, бережного отношения к
Родине,
патриотизма,
создание
толерантной
среды,
содействие
взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, народами с различными
национальными, этническими, религиозными и социальными группами,
реализации права учащихся на свободный выбор взглядов и убеждений.
Достаточно богатый уровень озеленения микрорайона Новая Сортировка
Железнодорожного района позволяет учащимся воспринимать природу как
естественную среду обитания, и воспитательный процесс не обходится без
мероприятий, направленных на бережное отношение к природе.
Ключевой фигурой воспитания в школе является классный руководитель.
Коллектив школы чтит традиции и сохраняет имидж образовательной
организации повышенного статуса, школы с углублённым изучением
отдельных предметов. К числу слагаемых положительного имиджа
образовательной организации относятся:
-комфортность школьной среды (оптимизм и доброжелательность в
коллективе, своевременная психологическая помощь отдельным участникам
образовательного процесса и пр.);
-качество образовательных услуг (вклад учебного заведения в развитие
образовательной подготовки учащихся, их воспитанности, творческих
способностей, формирование здорового образа жизни; ясное видение целей
3

образования и воспитания, сформулированное в миссии образовательного
учреждения; связи школы с различными социальными институтами и т.д.);
-позитивно воспринимаемый стиль школы (эффективная организационная
культура школы; наличие и функционирование детских общественных
организаций и т.д.).
В школе функционируют волонтёрские отряды: юного железнодорожника,
инспекторов дорожного движения «Активисты безопасности», юные
пожарные «Горячая молодежь», юнармейский отряд «Защитники», Юнармия,
отряд «Поиск».
Отряды ведут профилактическо-просветительскую
деятельность в школе, участвуют в мероприятиях районного, городского и
областного уровней.
В школе работает школьный музей. Основная деятельность музея:
-поисково - собирательская работа по пополнению фондов музея
- экскурсионно-просветительская (тематические выставки);
- культурно-образовательная (проведение различных мероприятий: встречи с
интересными людьми; музейные уроки.
Особое место в воспитательном процессе школы занимает Совет
старшеклассников.
На базе школы функционирует школьная служба примирения.
С 2018 года в школе № 166 реализуется проект УрГПУ «Педагогические
классы». Программа обучения в «Педагогическом классе» рассчитана на 2
года для учащихся 10-11 классов.
Основными традициями воспитания в образовательной организации
являются следующие:
- ключевые общешкольные дела, через которые осуществляется интеграция
воспитательных усилий педагогов;
- коллективная разработка, коллективное планирование, коллективное
проведение и коллективный анализ результатов каждого ключевого дела и
большинства используемых для воспитания других совместных дел
педагогов и школьников;
- создание таких условий, при которых по мере взросления ребенка
увеличивается и его роль в совместных делах (от пассивного наблюдателя до
организатора);
- ориентирование педагогов школы на формирование коллективов в рамках
школьных классов, кружков, студий, секций и иных детских объединений, на
установление в них доброжелательных и товарищеских взаимоотношений;
- успехи в создании системы работы с социально одарёнными подростками;
- накопленный банк социально-значимых проектов;
- система единых классных часов.;
-большое внимание уделяется организации предметно-эстетической среды,
базируясь на концепции
архитектоники.

4

2. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ВОСПИТАНИЯ
Современный национальный идеал личности, воспитанной в новой
российской общеобразовательной школе, – это высоконравственный,
творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу
Отечества как свою личную, осознающей ответственность за настоящее и
будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях
российского народа.
Исходя из этого воспитательного идеала, а также основываясь на
базовых для нашего общества ценностях (семья, труд, отечество, природа,
мир, знания, культура, здоровье, человек), общая цель воспитания в школе –
личностное развитие школьников, проявляющееся:
1) в усвоении ими знаний основных норм, которые общество выработало
на основе этих ценностей (т.е. в усвоении ими социально значимых знаний);
2) в развитии их позитивных отношений к этим общественным
ценностям (т.е. в развитии их социально значимых отношений);
3) в приобретении ими соответствующего этим ценностям опыта
поведения, опыта применения сформированных знаний и отношений на
практике (т.е. в приобретении ими опыта осуществления социально
значимых дел).
Конкретизация общей цели воспитания применительно к возрастным
особенностям школьников позволяет выделить в ней следующие
целевые приоритеты, соответствующие трем уровням общего образования:
1. В воспитании детей младшего школьного возраста (уровень
начального общего образования) таким целевым приоритетом является
создание благоприятных условий для усвоения школьниками социально
значимых знаний – знаний основных норм и традиций того общества, в
котором они живут.
К наиболее важным из них относятся следующие:
- быть любящим, послушным и отзывчивым сыном (дочерью), братом
(сестрой), внуком (внучкой); уважать старших и заботиться о младших
членах семьи; выполнять посильную для ребёнка домашнюю работу, помогая
старшим;
- быть трудолюбивым, следуя принципу «делу — время, потехе — час»
как в учебных занятиях, так и в домашних делах, доводить начатое дело до
конца;
- знать и любить свою Родину – свой родной дом, двор, улицу, город,
село, свою страну;
- беречь и охранять природу (ухаживать за комнатными растениями в
классе или дома, заботиться о своих домашних питомцах и, по возможности,
о бездомных животных в своем дворе; подкармливать птиц в морозные зимы;
не засорять бытовым мусором улицы, леса, водоёмы);
- проявлять миролюбие — не затевать конфликтов и стремиться решать
спорные вопросы, не прибегая к силе;
5

- стремиться узнавать что-то новое, проявлять любознательность,
ценить знания;
- быть вежливым и опрятным, скромным и приветливым;
- соблюдать правила личной гигиены, режим дня, вести здоровый образ
жизни;
- уметь сопереживать, проявлять сострадание к попавшим в беду;
стремиться устанавливать хорошие отношения с другими людьми; уметь
прощать обиды, защищать слабых, по мере возможности помогать
нуждающимся в этом людям; уважительно относиться к людям иной
национальной или религиозной принадлежности, иного имущественного
положения, людям с ограниченными возможностями здоровья;
- быть уверенным в себе, открытым и общительным, не стесняться
быть в чём-то непохожим на других ребят; уметь ставить перед собой цели и
проявлять инициативу, отстаивать своё мнение и действовать
самостоятельно, без помощи старших.
Знание младшим школьником данных социальных норм и традиций,
понимание важности следования им имеет особое значение для ребенка этого
возраста, поскольку облегчает его вхождение в широкий социальный мир, в
открывающуюся ему систему общественных отношений.
2. В воспитании детей подросткового возраста (уровень основного
общего образования) таким приоритетом является создание благоприятных
условий для развития социально значимых отношений школьников, и,
прежде всего, ценностных отношений:
- к семье как главной опоре в жизни человека и источнику его счастья;
- к труду как основному способу достижения жизненного благополучия
человека, залогу его успешного профессионального самоопределения и
ощущения уверенности в завтрашнем дне;
- к своему отечеству, своей малой и большой Родине как месту, в
котором человек вырос и познал первые радости и неудачи, которая завещана
ему предками и которую нужно оберегать;
- к природе как источнику жизни на Земле, основе самого ее
существования, нуждающейся в защите и постоянном внимании со стороны
человека;
- к миру как главному принципу человеческого общежития, условию
крепкой дружбы, налаживания отношений с коллегами по работе в будущем
и создания благоприятного микроклимата в своей собственной семье;
- к знаниям как интеллектуальному ресурсу, обеспечивающему будущее
человека, как результату кропотливого, но увлекательного учебного труда;
- к культуре как духовному богатству общества и важному условию
ощущения человеком полноты проживаемой жизни, которое дают ему
чтение, музыка, искусство, театр, творческое самовыражение;
- к здоровью как залогу долгой и активной жизни человека, его
хорошего настроения и оптимистичного взгляда на мир;
6

- к окружающим людям как безусловной и абсолютной ценности, как
равноправным социальным партнерам, с которыми необходимо выстраивать
доброжелательные и взаимоподдерживающие отношения, дающие человеку
радость общения и позволяющие избегать чувства одиночества;
- к самим себе как хозяевам своей судьбы, самоопределяющимся и
самореализующимся личностям, отвечающим за свое собственное будущее.
Выделение данного приоритета в воспитании школьников,
обучающихся на ступени основного общего образования, связано с
особенностями детей подросткового возраста: с их стремлением утвердить
себя как личность в системе отношений, свойственных взрослому миру. В
этом возрасте особую значимость для детей приобретает становление их
собственной жизненной позиции, собственных ценностных ориентаций.
Подростковый возраст – наиболее удачный возраст для развития социально
значимых отношений школьников.
3. В воспитании детей юношеского возраста (уровень среднего общего
образования) таким приоритетом является создание благоприятных
условий для приобретения школьниками опыта осуществления
социально значимых дел.
Выделение данного приоритета связано с особенностями школьников
юношеского возраста: с их потребностью в жизненном самоопределении, в
выборе дальнейшего жизненного пути, который открывается перед ними на
пороге самостоятельной взрослой жизни. Сделать правильный выбор
старшеклассникам поможет имеющийся у них реальный практический,
социально значимый опыт, который они могут приобрести, в том числе и в
школе. Это:
- опыт дел, направленных на заботу о своей семье, родных и близких;
- трудовой опыт, опыт участия в производственной практике;
- опыт дел, направленных на пользу своему родному селу, стране в
целом, опыт деятельного выражения собственной гражданской позиции;
- опыт природоохранных дел;
- опыт разрешения возникающих конфликтных ситуаций в школе, дома
или на улице;
- опыт самостоятельного приобретения новых знаний, проведения
научных исследований, опыт проектной деятельности;
- опыт изучения, защиты и восстановления культурного наследия
человечества, опыт создания собственных произведений культуры, опыт
творческого самовыражения;
- опыт ведения здорового образа жизни и заботы о здоровье других
людей;
- опыт оказания помощи окружающим, заботы о малышах или пожилых
людях, волонтерский опыт;
- опыт самопознания и самоанализа, опыт социально приемлемого
самовыражения и самореализации.
7

Выделение в общей цели воспитания целевых приоритетов, связанных с
возрастными особенностями воспитанников, не означает игнорирования
других составляющих общей цели воспитания. Приоритет — это то, чему
педагогам, работающим со школьниками конкретной возрастной категории,
предстоит уделять первостепенное, но не единственное внимание.
Достижению поставленной цели воспитания школьников способствует
решение следующих основных задач:
1.
реализовывать воспитательные возможности общешкольных
ключевых дел, поддерживать традиции их коллективного планирования,
организации, проведения и анализа в школьном сообществе;
2.
реализовывать потенциал классного руководства в воспитании
школьников, поддерживать активное участие классных сообществ в жизни
школы;
3.
вовлекать школьников в кружки, секции, клубы, студии и иные
объединения, работающие по школьным программам внеурочной
деятельности, реализовывать их воспитательные возможности;
4.
использовать в воспитании детей возможности школьного урока,
поддерживать использование на уроках интерактивных форм занятий с
учащимися;
5.
инициировать и поддерживать ученическое самоуправление – как
на уровне школы, так и на уровне классных сообществ;
6.
поддерживать деятельность функционирующих на базе школы
детских общественных объединений и организаций;
7.
организовывать для школьников экскурсии, экспедиции, походы
и реализовывать их воспитательный потенциал;
8.
организовывать профориентационную работу со школьниками;
9.
организовать работу школьных медиа, музея, реализовывать их
воспитательный потенциал;
10.
развивать предметно-эстетическую среду школы и реализовывать
ее воспитательные возможности;
11.
организовать работу с семьями школьников, их родителями или
законными представителями, направленную на совместное решение проблем
личностного развития детей.
Планомерная реализация поставленных задач позволит организовать в
школе интересную и событийно насыщенную жизнь детей и педагогов, что
станет эффективным способом профилактики антисоциального поведения
школьников.
3. ВИДЫ, ФОРМЫ И СОДЕРЖАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Практическая реализация цели и задач воспитания осуществляется в
рамках следующих направлений воспитательной работы школы. Каждое из
них представлено в соответствующем модуле.
8

3.1. Модуль «Ключевые общешкольные дела»
Ключевые дела – это главные традиционные общешкольные дела, в
которых принимает участие большая часть школьников и которые
обязательно планируются, готовятся, проводятся и анализируются совместно
педагогами и детьми. Это комплекс коллективных творческих дел,
интересных и значимых для школьников, объединяющих их вместе с
педагогами в единый коллектив.
Для этого в Школе используются следующие формы работы:
На внешкольном уровне:
социально-значимые проекты – ежегодные совместно разрабатываемые и
реализуемые
школьниками
и
педагогами
комплексы
дел
(благотворительной,
экологической,
патриотической,
трудовой
направленности), ориентированные на преобразование окружающего школу
социума.
На школьном уровне:
1.Общешкольные дела, связанные с развитием воспитательной
составляющей учебной деятельности
«Ученик года» – конкурс, который проводится в целях выявления наиболее
значительных учебных достижений учащихся школы, развития
интеллектуальных, познавательных способностей, расширения кругозора
учащихся, а также формирования навыков коллективной работы в сочетании
с самостоятельностью учащихся, творческого усвоения и применения
знаний.
День Знаний – традиционный общешкольный праздник, состоящий из серии
тематических классных часов. Особое значение этот день имеет для
учащиеся 1-х и 11-х классов, закрепляя идею наставничества, передачи
традиций, разновозрастных межличностных отношений в школьном
коллективе.
Торжественная линейка «Красная дорожка» – общешкольный ритуал
(проводится два раза в год: по окончанию первого полугодия и учебного
года), связанный с закреплением значимости учебных достижений учащихся,
результативности в конкурсных мероприятиях. Данное событие способствует
развитию школьной идентичности детей, поощрению их социальной
активности, развитию позитивных межличностных отношений в
общешкольном коллективе.
Дни наук – традиционный фестиваль, приуроченный ко Дню Российской
науки, для учащихся 1-11 классов, педагогов, родителей. Основные
мероприятия в ходе фестиваля – научно-практическая конференция и мини
фестиваль проектов. Научно-практическая конференция содействует
пропаганде научных знаний, профессиональной ориентации и привлечению
учащихся к научному творчеству и исследовательской работе.
«Фестиваль проектов» способствует развитию умений и навыков проектной
деятельности, обмену опытом (между учащимися,
педагогами),
формированию творческого мышления, навыков и опыта самостоятельной
9

работы, ответственному отношению в процессе создания индивидуально- и
коллективно значимого результата (продукта).
Метапредметные недели - циклы тематических мероприятий (игры,
соревнования, конкурсы, выставки, викторины), связанные с созданием
условий для формирования и развития универсальных учебных действий и
повышением интереса к обучению в целом.
II. Общешкольные дела, направленные на усвоение социально значимых
знаний, ценностных отношений к миру, Родине, создание условий для
приобретения опыта деятельного выражения собственной гражданской
позиции
День солидарности в борьбе с терроризмом – цикл мероприятий
(общешкольная линейка, классные часы, выставки детских рисунков, уроки
мужества), направленный на формирование толерантности, профилактику
межнациональной розни и нетерпимости; доверия, чувства милосердия к
жертвам терактов, а также ознакомление учащихся с основными правилами
безопасного поведения.
«Выборная кампания» - традиционная общешкольная площадка для
формирования основ школьного самоуправления для учащихся 5-11 классов.
В игровой форме учащиеся осваивают все этапы предвыборной кампании
(дебаты, агитационная кампания, выборы). По итогам игры формируются
органы школьного самоуправления. Включение в дело учащихся всей школы
способствуют
развитию
инициативности,
самоопределения,
коммуникативных навыков, формированию межличностных отношений
внутри школьных коллективов.
Цикл дел, посвящённых Дню Победы (музейная гостиная «На дорогах
войны»; участие учащихся в Почётном карауле, митинге с возложением
цветов, акции «Бессмертный полк»; классные часы; выставки рисунков «Я
помню, я горжусь…»; конкурс чтецов «Строки, опаленные войной…»; уроки
мужества), направленных на воспитание чувства любви к Родине, гордости за
героизм народа; уважения к ветеранам.
III. Общешкольные дела, направленные на создание условий для накопления
опыта самореализации в различных видах творческой, спортивной,
художественной деятельности, позитивной коммуникации
«Осенний калейдоскоп» – традиционная квест-игра, которую готовят
учащиеся старших классов совместно с педагогами и родителями. Проходит
в форме игры по станциям, каждая из которых имеет «осеннюю» тематику
познавательной, спортивной, художественной, творческой направленности.
Игра направлена на поддержку участия в совместной продуктивной
деятельности, развитие диалогического общения, создание условий для
эмоционального отношения к познавательной деятельности, игровому
поведению.
«Новогоднее сумасшествие» – общешкольное коллективное творческое дело,
состоящее из серии отдельных дел (мастерская «Деда Мороза, игра
«Тинейджер-шоу», конкурс «Новогодняя игрушка», новогодние праздники
10

для учащихся разных классов), в котором принимают участие все учащиеся,
педагогики и родители. Это КТД способствует развитию сценических
навыков, проявлению инициативы, формированию навыков и опыта
самостоятельности, ответственности, коллективного поведения; чувства
доверия и уважения друг к другу, улучшения взаимосвязи родителя и
ребёнка, педагогов и учащихся.
«Школьная клумба» – конкурс проектов, проводится в мае и направлен на
взаимодействие учащихся, родителей и педагогов. Ученики совместно с
родителями и педагогами разрабатывают, презентуют и реализуют проекты
по озеленению пришкольной территории и созданию арт-объектов. Данное
мероприятие позволяет детям получить навыки проектной деятельности,
озеленения школьной территории, ответственного поведения в природе,
трудолюбия.
«Школьная спортивная лига» – комплекс соревнований (Кросс Нации,
Золотая осень, Веселый старты; волейбол, баскетбол, мини-футбол, лёгкая
атлетика), направленный на формирование социально значимого отношения
учащихся к здоровью, опыта ведения здорового образа жизни,
популяризацию спорта, поддержку спортивных достижений.
День рождения школы (октябрь) – традиционный праздник, включает ряд
различных мероприятий (акции, фотовыставки, проекты фотозон,
праздничный концерт, награждение школьников, педагогов, родителей),
способствует развитию позитивных межличностных отношений между
педагогами и воспитанниками, способствует формированию чувства доверия
друг к другу, развивает школьную идентичность подростка.
На уровне классов:
I.Актуализация общешкольной жизни на уровне классов осуществляется
путем формирования чувства сопричастности каждого к жизнедеятельности
школы путем организации само- и соуправления.
На уровне начального общего образования совместная направленная
деятельность педагога и школьников начального уровня заключается в
развитии
познавательной,
творческой,
социально-активной
видах
деятельности путем стимулирования детей к участию в общешкольных
делах, опираясь на систему выбираемых ответственных лиц.
На уровне основного и среднего образования – через создаваемый совет
класса, который отвечает за участие в общешкольных делах,
информирование о делах школьной жизни путем делегирования
ответственности отдельным представителям классного самоуправления.
II. Система традиционных дел в классах, составляющих ядро
воспитательной работы, имеющих общешкольное значение:
Издание стенгазеты о жизни класса, сотрудничество со школьной
газетой;
«Посвящение в первоклассники и пятиклассники» – торжественная
церемония, символизирующая приобретение ребенком своего нового
социального статуса – школьника;
11

«Прощание с Букварём» – традиционная церемония в первых классах;
День именинника – дело, направленное на сплочение классного
коллектива, на уважительное отношение друг к другу через проведение
различных конкурсов.
Классный час «День матери» – развитие нравственно-моральных качеств
ребенка через восприятие литературных произведений; развитие в детях
чувства сопереживания, доброго сочувственного отношения к матери,
воспитание уважения к материнскому труду, любви к матери.
Классный семейный праздник, посвящённый 8 марта и 23 февраля –
ежегодное дело, проходит совместно с родителями в процессе создания и
реализации детско-взрослых проектов
На индивидуальном уровне:
Вовлечение каждого ребенка в ключевые дела школы и класса в одной из
возможных для них ролей: сценаристов, постановщиков, исполнителей,
ведущих, декораторов, музыкальных редакторов, корреспондентов,
ответственных за костюмы и оборудование, ответственных за приглашение и
встречу гостей и т.п.);
Оказание индивидуальной помощи ребенку (при необходимости) в освоении
навыков подготовки, проведения и анализа ключевых дел;
Наблюдение за поведением ребенка в ситуациях подготовки, проведения и
анализа ключевых дел, за его отношениями со сверстниками, старшими и
младшими школьниками, с педагогами и другими взрослыми;
Создание условий для реализации индивидуального участия детей в
конкурсах различного уровня: помощь в подготовке конкурсных материалов,
создания портфолио, оформления проекта (конкурс на предоставление
бесплатных путевок во Всероссийские детские оздоровительные центры;
конкурс на присуждение именных стипендий и премий.
3.2. Модуль «Классное руководство»
Осуществляя работу с классом, педагог (классный руководитель)
организует работу с коллективом класса; индивидуальную работу с
учащимися вверенного ему класса; работу с учителями, преподающими в
данном классе; работу с родителями учащихся или их законными
представителями.
Работа с классным коллективом:
• инициирование и поддержка участия класса в общешкольных
ключевых делах, оказание необходимой помощи детям в их подготовке,
проведении и анализе;
• организация интересных и полезных для личностного развития ребенка
совместных дел с учащимися вверенного ему класса (познавательной,
трудовой, спортивно-оздоровительной, духовно-нравственной, творческой,
профориентационной направленности), позволяющие с одной стороны, –
вовлечь в них детей с самыми разными потребностями и тем самым дать им
возможность самореализоваться в них, а с другой, – установить и упрочить
12

доверительные отношения с учащимися класса, стать для них значимым
взрослым, задающим образцы поведения в обществе.
• проведение классных часов как часов плодотворного и доверительного
общения педагога и школьников, основанных на принципах уважительного
отношения к личности ребенка, поддержки активной позиции каждого
ребенка в беседе, предоставления школьникам возможности обсуждения и
принятия решений по обсуждаемой проблеме, создания благоприятной среды
для общения.
• сплочение коллектива класса через: игры и тренинги на сплочение и
командообразование; однодневные походы и экскурсии, организуемые
классными руководителями и родителями; празднования в классе дней
рождения детей, включающие в себя подготовленные ученическими
микрогруппами поздравления, сюрпризы, творческие подарки и розыгрыши;
внутриклассные «огоньки» и вечера, дающие каждому школьнику
возможность рефлексии собственного участия в жизни класса.
• выработка совместно со школьниками законов класса, помогающих
детям освоить нормы и правила общения, которым они должны следовать в
школе.
Индивидуальная работа с учащимися:
• изучение особенностей личностного развития учащихся класса через
наблюдение за поведением школьников в их повседневной жизни, в
специально создаваемых педагогических ситуациях, в играх, погружающих
ребенка в мир человеческих отношений, в организуемых педагогом беседах
по тем или иным нравственным проблемам; результаты наблюдения
сверяются с результатами бесед классного руководителя с родителями
школьников, с преподающими в его классе учителями.
• поддержка ребенка в решении важных для него жизненных проблем
(налаживание взаимоотношений с одноклассниками или учителями, выбор
профессии, вуза и дальнейшего трудоустройства, успеваемость и т.п.), когда
каждая проблема трансформируется классным руководителем в задачу для
школьника, которую они совместно стараются решить.
• индивидуальная работа со школьниками класса, направленная на
заполнение ими личных портфолио, в которых дети не просто фиксируют
свои учебные, творческие, спортивные, личностные достижения, но и в ходе
индивидуальных неформальных бесед с классным руководителем в начале
каждого года планируют их, а в конце года – вместе анализируют свои
успехи и неудачи.
• коррекция поведения ребенка через частные беседы с ним, его
родителями или законными представителями, с другими учащимися класса;
через предложение взять на себя ответственность за то или иное поручение в
классе.
Работа с учителями, преподающими в классе:
• регулярные консультации классного руководителя с учителямипредметниками, направленные на формирование единства мнений и
13

требований педагогов по ключевым вопросам воспитания, на
предупреждение и разрешение конфликтов между учителями и учащимися;
• проведение мини-педсоветов, направленных на решение конкретных
проблем класса и интеграцию воспитательных влияний на школьников;
• привлечение учителей к участию во внутриклассных делах, дающих
педагогам возможность лучше узнавать и понимать своих учеников, увидев
их в иной, отличной от учебной, обстановке;
• привлечение учителей к участию в родительских собраниях класса для
объединения усилий в деле обучения и воспитания детей.
Работа с родителями учащихся или их законными представителями:
• регулярное информирование родителей о школьных успехах и
проблемах их детей, о жизни класса в целом;
• помощь родителям школьников или их законным представителям в
регулировании отношений между ними, администрацией школы и
учителями-предметниками;
• организация
родительских собраний, происходящих в режиме
обсуждения наиболее острых проблем обучения и воспитания школьников;
• создание и организация работы родительских комитетов классов,
участвующих в управлении образовательной организацией и решении
вопросов воспитания и обучения их детей;
• привлечение членов семей школьников к организации и проведению
дел класса;
• организация на базе класса семейных праздников, конкурсов,
соревнований, направленных на сплочение семьи и школы.
Модуль 3.3. «Курсы внеурочной деятельности»
Воспитание на занятиях школьных курсов внеурочной деятельности
осуществляется преимущественно через:
- вовлечение школьников в интересную и полезную для них
деятельность, которая предоставит им возможность самореализоваться в ней,
приобрести социально значимые знания, развить в себе важные для своего
личностного развития социально значимые отношения, получить опыт
участия в социально значимых делах;
- формирование в кружках, секциях, клубах, студиях и т.п. детсковзрослых общностей, которые могли бы объединять детей и педагогов
общими позитивными эмоциями и доверительными отношениями друг к
другу;
- создание в детских объединениях традиций, задающих их членам
определенные социально значимые формы поведения;
- поддержку в детских объединениях школьников с ярко выраженной
лидерской позицией и установкой на сохранение и поддержание
накопленных социально значимых традиций;
- поощрение педагогами детских инициатив и детского самоуправления.

14

Реализация
воспитательного
потенциала
курсов
внеурочной
деятельности происходит в рамках следующих выбранных школьниками ее
видов:
Познавательная деятельность. Курсы внеурочной деятельности и
дополнительного образования, направленные на передачу школьникам
социально значимых знаний, развивающие их любознательность,
позволяющие привлечь их внимание к экономическим, политическим,
экологическим, гуманитарным проблемам нашего общества, формирующие
их гуманистическое мировоззрение и научную картину мира: «Веселая
грамматика», «Учись мыслить смело», «Загадки русского языка», «Зеленая
лаборатория», «Урал-опорный край державы», «Мой профессиональный
выбор», «Лингвистические задачи», «Инженерный дизайн», «IТишник».
Художественное творчество. Курсы внеурочной деятельности и
дополнительного образования, создающие благоприятные условия для
социальной самореализации школьников, направленные на раскрытие их
творческих способностей, формирование чувства вкуса и умения ценить
прекрасное, на воспитание ценностного отношения школьников к культуре и
их общее духовно-нравственное развитие: «Танцевальный», «Вокальный»,
«Театральный», «Бумагопластика», «Лепка», «Город мастеров», «Умелые
ручки»,
Туристско-краеведческая
деятельность. Курс
внеурочной
деятельности и дополнительного образования «Азбука музееведа»,
«Журналистика», «Первые шаги по тропинке открытий», «Зеленая
лаборатория», «История Екатеринбурга», «Я – Гражданин России»,
направленный на воспитание у школьников любви к своему краю, его
истории, культуре, природе, на развитие самостоятельности и
ответственности школьников.
Спортивно-оздоровительная
деятельность. Курсы
внеурочной
деятельности и дополнительного образования «Волейбол», «Здоровейка»,
«Школа здоровья, «Я выбираю здоровье», «Аэробика», «Футбол»,
«Подвижные игры», «Разговор о правильном питании», направленные на
физическое развитие школьников, развитие их ценностного отношения к
своему здоровью, побуждение к здоровому образу жизни, воспитание силы
воли, ответственности, формирование установок на защиту слабых.
Трудовая деятельность. Курсы внеурочной деятельности «Умелые
ручки», «Город мастеров», «Бумагопластика», направленный на развитие
творческих способностей школьников, воспитание у них трудолюбия и
уважительного отношения к физическому труду.
Игровая деятельность. Курсы внеурочной деятельности «Подвижные
игры», «Мы твои друзья», «Играйка» направленные на раскрытие
творческого, умственного и физического потенциала школьников, развитие у
них навыков конструктивного общения, умений работать в команде.

15

3.4. Модуль «Школьный урок»
Реализация школьными педагогами воспитательного потенциала урока
предполагает следующее:
− специально разработанные занятия - уроки, занятия-экскурсии,
которые расширяют образовательное пространство предмета, воспитывают
любовь к прекрасному, к природе, к родному городу;
− интерактивный формат занятий в музее, который способствует
эффективному закреплению тем урока;
− побуждение обучающихся соблюдать на уроке общепринятые нормы
поведения, правила общения со всеми участниками образовательного
процесса, принципы учебной дисциплины и самоорганизации через
знакомство и в последующем соблюдение «Правил внутреннего распорядка
обучающихся», взаимоконтроль и самоконтроль обучающихся;
− привлечение внимания школьников к ценностному аспекту изучаемых
на уроках явлений через создание специальных тематических проектов,
рассчитанных на сотрудничество музейного педагога с учителями предметниками, организация работы с получаемой на уроке социально
значимой информацией – инициирование ее обсуждения, высказывания
учащимися своего мнения по ее поводу, выработки своего к ней отношения,
развитие умения совершать правильный выбор;
− организация предметных образовательных событий (проведение
предметных декад) для обучающихся с целью развития познавательной и
творческой активности, инициативности в различных сферах предметной
деятельности, раскрытия творческих способностей обучающихся с разными
образовательными потребностями и индивидуальными возможностями;
− проведение учебных (олимпиады, занимательные уроки и
пятиминутки, урок - деловая игра, урок – путешествие, урок мастер-класс,
урок-исследование и др.) и учебно-развлекательных мероприятий (конкурсигра «Предметный кроссворд», турнир «Своя игра», викторины,
литературная композиция, конкурс газет и рисунков, экскурсия и др.);
− установление доверительных отношений между учителем и его
учениками, способствующих позитивному восприятию учащимися
требований и просьб учителя через живой диалог, привлечение их внимания
к обсуждаемой на уроке информации, активизацию их познавательной
деятельности через использование занимательных элементов, историй из
жизни современников;
− использование ИКТ и дистанционных образовательных технологий
обучения, обеспечивающих современные активности обучающихся
(программы-тренажеры, тесты, зачеты в электронных приложениях,
мультимедийные презентации, научно-популярные передачи, фильмы,
обучающие сайты, уроки онлайн, видео лекции, онлайн-конференции и др.);
− использование воспитательных возможностей содержания учебного
предмета через демонстрацию детям примеров ответственного, гражданского
поведения, проявления человеколюбия и добросердечности, перевод
16

✓

✓
✓

✓

содержания с уровня знаний на уровень личностных смыслов, восприятие
ценностей через подбор соответствующих текстов для чтения, задач для
решения, проблемных ситуаций для обсуждения в классе, анализ поступков
людей, историй судеб, комментарии к происходящим в мире событиям,
историческая справка «Лента времени», проведение Уроков мужества;
− применение на уроке интерактивных форм работы учащихся:
интеллектуальных игр, стимулирующих познавательную мотивацию
школьников (предметные выпуски заседания клуба «Что? Где Когда?»,
брейн-ринга, геймификация: квесты, игра-провокация, игра-эксперимент,
игра- демонстрация, игра-состязание,);
дидактического театра, где полученные на уроке знания обыгрываются в
театральных постановках;
дискуссий, которые дают учащимся возможность приобрести опыт ведения
конструктивного диалога в атмосфере интеллектуальных, нравственных и
эстетических переживаний, столкновений различных взглядов и мнений,
поиска истины и возможных путей решения задачи или проблемы,
творчества учителя и учащихся;
групповой работы или работы в парах, с целью обучения командной работе и
взаимодействию с другими детьми, постановки общей цели, для достижения
которой каждый должен внести индивидуальный вклад, распределению
ролей, рефлексией вклада каждого в общий результат;
− использование визуальных образов (предметно-эстетической среды,
наглядная агитация школьных стендов, предметной направленности,
совместно производимые видеоролики по темам урока);
− включение в урок игровых процедур, которые помогают поддержать
мотивацию детей к получению знаний (социо-игровая режиссура урока,
лекция с запланированными ошибками, наличие двигательной активности на
уроках), налаживанию позитивных межличностных отношений в классе,
помогают установлению доброжелательной атмосферы во время урока
(сотрудничество, поощрение, доверие, поручение важного дела, эмпатия,
создание ситуации успеха);
− организация кураторства мотивированных и эрудированных обучающихся
над их неуспевающими одноклассниками, дающего школьникам социально
значимый опыт сотрудничества и взаимной помощи, участие представителей
школьного актива (Министерства Образования и Науки) в Совете
профилактике по вопросам неуспевающих обучающихся с целью
совместного составления плана ликвидации академической задолженности
по предметам;
− использование технологии «Портфолио», с целью развития
самостоятельности, рефлексии и самооценки, планирования деятельности,
видения правильного вектора для дальнейшего развития способностей.
− инициирование и поддержка исследовательской деятельности школьников
в рамках реализации ими индивидуальных и групповых исследовательских
проектов, что даст школьникам возможность приобрести навык
17

самостоятельного решения теоретической проблемы, навык- генерирования и
оформления собственных идей, навык уважительного отношения к чужим
идеям, оформленным в работах других исследователей, навык публичного
выступления перед аудиторией, аргументирования и отстаивания своей
точки зрения (участие в конкурсах, выставках, соревнованиях, научнопрактических конференциях, форумах, авторские публикации в изданиях
выше школьного уровня, авторские проекты, изобретения, получившие
общественное одобрение, успешное прохождение социальной и
профессиональной практики).
Непрерывный поиск приемов и форм взаимодействия педагогов и
обучающихся на учебном занятии позволяет приобретенным знаниям,
отношениям и опыту перейти в социально значимые виды самостоятельной
деятельности.
3.5. Модуль «Самоуправление»
Поддержка детского самоуправления в школе помогает педагогам
воспитывать в детях инициативность, самостоятельность, ответственность,
трудолюбие, чувство собственного достоинства, а школьникам –
предоставляет широкие возможности для самовыражения и самореализации.
Поскольку учащимся младших и подростковых классов не всегда удается
самостоятельно организовать свою деятельность, детское самоуправление
иногда и на время может трансформироваться (посредством введения
функции педагога-куратора) в детско-взрослое самоуправление.
Участие в самоуправлении даёт возможность подросткам попробовать
себя в различных социальных ролях, получить опыт конструктивного
общения, совместного преодоления трудностей, формирует личную и
коллективную ответственность за свои решения и поступки. Высшим
органом школьного самоуправления является Совет школы, состоящий из
представителей ученического коллектива, администрации школы и
представителей родительской общественности.
Детское самоуправление в школе осуществляется следующим образом
На уровне школы:
• через деятельность выборного Совета обучающихся школы (далее
СОШ), создаваемого для учета мнения школьников по вопросам управления
образовательной организацией и принятия административных решений,
затрагивающих их права и законные интересы;
• через
деятельность творческих советов дела, отвечающих за
проведение тех или иных конкретных мероприятий, праздников, вечеров,
акций и т.п.;
Предполагает
получение
обучающимися
опыта
самостоятельного
общественного действия. Главным органом данного уровня самоуправления
является Совет школьного ученического самоуправления.
В соответствии с основным содержанием учебно-воспитательной
деятельности школы Совет организует работу по следующим секторам:
•
Сектор " Наука и образование"
18

•
•
•
•

Сектор "Спорт и здоровье"
Сектор "Пресс-центр"
Сектор "Досуг"
Сектор "Забота"
На этом уровне члены Совета активно взаимодействуют с куратором
ученического актива из числа педагогических работников школы,
представителями лидеров педагогического и родительского коллектива. При
организации общешкольного уровня самоуправления решаются следующие
задачи: планирование, организация и анализ общешкольных мероприятий и
культурно-образовательных событий; разработка и внедрение инициатив
ученического, педагогического и родительского коллективов; управление
социально ориентированной деятельности школы; создание и укрепление
общешкольных традиций.
На уровне классов:
• через деятельность выборных по инициативе и предложениям
учащихся класса лидеров (старост), представляющих интересы класса в
общешкольных делах и призванных координировать его работу с работой
СОШ и классных руководителей;
• через деятельность выборных органов самоуправления, отвечающих за
различные направления работы класса;
Уровень классных коллективов формируется и реализуется в каждом
ученическом классе. Данный уровень самоуправления дает обучающимся
возможность раскрыть свои личностные качества, получить опыт реализации
различных социальных ролей в процессе разработки плана классных дел,
подготовки и организации разнообразных событий класса. Для
формирования и развития лидерских качеств, управленческих компетенций,
освоения эффективных форм организации классного коллектива дважды в
год проводится учеба актива школы, на которую приглашаются лидеры всех
классов. На этом уровне самоуправления решаются следующие задачи: под
руководством классного руководителя создается модель самостоятельной
деятельности по реализации инициатив обучающихся; создаются условия для
выявления и реализации творческого потенциала обучающихся;
воспитывается личная и коллективная ответственность за выполнение
порученных дел. Оценка деятельности ученического самоуправления на
данном уровне осуществляется в рамках конкурса «Лучший класс», который
проходит в течение всего учебного года. Оценка деятельности органов
самоуправления каждого классного сообщества осуществляется лидерами
активистами Совета детского школьного ученического самоуправления и
заместителем директора по воспитательной работе.
На индивидуальном уровне:
• через
вовлечение школьников в планирование, организацию,
проведение и анализ общешкольных и внутри классных дел;
• через реализацию функций школьниками, отвечающими за различные
направления работы в классе.
19

Содержание деятельности органов школьного ученического самоуправления
разного уровня находит отражение в плане внеурочной деятельности.
Например, к ежегодным мероприятиям, реализуемым обучающимися на
разных уровнях самоуправления, относятся: организация встреч с
интересными людьми «Лицом к лицу», школьных конференций,
поддержание порядка и чистоты в учебных классах и школе, создание
ландшафтного дизайна на пришкольной территории, проведение спартакиад,
интеллектуально-спортивных
конкурсов,
фестивалей,
праздников,
творческих конкурсов и встреч, выставок, реализация проекта по
благоустройству и оформлению дизайна школьных помещений «Создаем
пространство школы вместе», проведение социальных акций «Делай добро»,
«Помоги другу» и др.
3.6. Модуль «Музейное дело»
Формированию ценностного отношения учащихся к общественным
ценностям, усвоению ими социально значимых знаний, приобретению опыта
поведения в соответствии с этими ценностями в школе во многом
способствует школьный “Историко-литературный музей-клуб”
Основная деятельность музея:
-поисково - собирательская работа по пополнению фондов музея
- экскурсионно-просветительская (тематические выставки);
- культурно-образовательная (проведение различных мероприятий: встречи с
интересными людьми; музейные уроки; организация праздников)
Общие сведения музея:
Учредитель – МАОУ СОШ №166
Населенный пункт – Свердловская область, г.Екатеринбург
Учредительный документ – приказ (об организации) № 489 от 10.10.2007 г.
Адрес: г. Екатеринбург, ул.Пехотинцев,14
E-mail: ekb-mou166@mail.ru
Телефон: 366-04-12
Время работы: 14.00-16.00
Руководитель музея – Иванова Лариса Владимировна
Музейное помещение – 20 кв.м
Количество экспонатов – 230, из них подлинных – 230.
Уникальный музей стал культурным центром не только школы, но и
окружающего социального пространства.
Наш историко-литературный музей-клуб в рамках общегородского
мультикультурного
междисциплинарного
проекта
«Ночь
музеев
в Екатеринбурге» ежегодно открывает свои двери для всех желающих.
В музее сложилась традиция проведения экскурсий для детей из детских
садов, так как мы считаем, что знакомство с историей и культурой следует
начинать с раннего детства, когда ребенок стоит на пороге открытия
окружающего мира, а процесс социализации происходит наиболее
интенсивно. Мы уделяем значительное внимание знакомству учащихся
20

начальных классов с материалами музея. Для первоклассников мы проводим
экскурсии в первые сентябрьские дни.
В работе музея используются разнообразные формы и методы,
соответствующие современным требованиям и условиям, интересам,
возможностям, особенностям учащихся. Это позволяет каждому ученику
выбрать себе деятельность по душе. Работая индивидуально, учащиеся
самостоятельно готовят доклады, рефераты, оформляют персональные
выставки рисунков, фотографий, поделок; записывают воспоминания
ветеранов, берут интервью у ветеранов, выпускников школы и т.д.
Групповые и коллективные общности, как правило, разновозрастные, при
этом учащиеся проживают различные социальные роли. Дети в группах
создают музейные экскурсии, готовят буклеты по различной тематике,
составляют путеводители по городу.
Интерактивные формы работы используются при организации
краеведческих экспедиций, конференций (как школьных, так и городских),
при проведении краеведческих олимпиад и др. Материалы музея широко
используются при проведении уроков, внеурочных мероприятиях. При этом
дети не просто прослушивают информацию учителя, но погружаются в
среду, перемещаются в историческом пространстве. Они непосредственно
включаются
в
деятельность,
и
занятия
становятся
наиболее
запоминающимися и результативными. В совместной деятельности
педагогов и школьников разрабатывается школьная символика, которая
используется в повседневной школьной жизни, при проведении важных
торжественных событий, закрепляются лучшие традиции. Нельзя не
отметить, что педагоги вовлекают школьников в деятельность, которая им
интересна, они вместе планируют дело, вместе добиваются результатов, они
могут глубже познакомиться с той или иной профессией, пройти несколько
профессиональных проб.
Подготовка музейных мероприятий краеведческой направленности дает
возможность выстроить взаимодействие с семьями, так как школьники
получают необходимую информацию от родителей.
Модуль 3.7. «Экскурсии, походы»
Экскурсии, походы помогают школьнику расширить свой кругозор,
получить новые знания об окружающей его социальной, культурной,
природной среде, научиться уважительно и бережно относиться к ней,
приобрести важный опыт социально одобряемого поведения в различных
внешкольных ситуациях.
На экскурсиях, в походах создаются
благоприятные условия для воспитания у подростков самостоятельности и
ответственности, формирования у них навыков самообслуживающего труда,
преодоления их инфантильных и эгоистических наклонностей, обучения
рациональному использованию своего времени, сил, имущества.
Осознавая важность экскурсий, экспедиций и походов в развитии
личности школьника, планируется использовать и совершенствовать
следующие формы воспитательной работы:
21

1. Эпизодические пешие прогулки, экскурсии или походы выходного
дня, организуемые в классах их классными руководителями и родителями: в
музей, в театр, кинотеатр, бассейн, выезды на природу (на загородную базы).
сезонные экскурсии на природу, («Природа зимой», «Осенний парк»,
«Приметы весны» и т.п.); районный экологический слет «Северка»; районная
экологическая игра «ЭкоКолобок».
2. Литературные, исторические, просветительские выезды, организуемые
родителями школьников в другие города и для углубленного изучения
биографий проживавших там российских поэтов и писателей, исторических
событий, природных и историко-культурных ландшафтов, флоры и фауны:
участие в культурно-просветительских программах для школьников.
выездные экскурсии в музей, на предприятие; на представления в кинотеатр,
драмтеатр, цирк.
3. Турслет с участием команд, сформированных из школьников, педагогов и
родителей, включающий в себя: соревнования по технике пешеходного
туризма, спортивному ориентированию, поиск предмета по азимуту, конкурс
знатоков лекарственных растений, конкурсы туристской кухни и песни,
установку туристической палатки, комбинированную эстафету и т.д
4. Система классных часов «Прогулки по родному городу»
Все блоки органично вплетены в основные виды деятельности учащихся в
целостном образовательном процессе: на уроках, во внеурочной
деятельности, в дополнительном образовании и воспитательной работе в
школе. К реализации модулей проекта активно привлекаются социальные
партнеры из числа выпускников школы и родителей обучающихся. Таким
образом, всё социальное окружение – педагоги, обучающиеся, родители,
социальные партнёры – решают общую задачу приобщения детей к
культурному наследию малой Родины и воспитанию патриотизма.
3.8. Модуль «Профориентация»
Совместная деятельность педагогов и школьников по направлению
«профориентация» включает в себя профессиональное просвещение
школьников;
диагностику
и
консультирование
по
проблемам
профориентации, организацию профессиональных проб школьников. Задача
совместной деятельности педагога и ребенка – подготовить школьника к
осознанному выбору своей будущей профессиональной деятельности.
Создавая
профориентационно
значимые
проблемные
ситуации,
формирующие готовность школьника к выбору, педагог актуализирует его
профессиональное самоопределение, позитивный взгляд на труд в
постиндустриальном мире, охватывающий не только профессиональную, но
и вне профессиональную составляющие такой деятельности:
Эта работа осуществляется через:
•
циклы единых классных часов, в том числе профориентационных,
направленных на подготовку школьника к осознанному планированию и
реализации своего профессионального будущего:
22

Тематика бесед по профориентации 1-11 класс для классных часов и
родительских собраний.
1 класс Кто трудится для тебя?
Кто работает в нашей школе?
Конкурс лучших рисунков о труде, профессии.
Как правильно организовать свое рабочее место?
Люди каких профессий трудятся по соседству с нашей школой?
Воспитание трудовых навыков в семье (обязанности детей в семье).
О труде людей осенью, зимой, весной и летом.
2 класс Где и кем работают твои родители?
Твои трудовые обязанности дома и в школе.
Кем ты хочешь быть?
Как можно проводить свободное время?
3 класс Развитие интересов и склонностей младшего школьника.
Что вы больше всего любите делать?
Досуг и увлечения.
4 класс «История» вещей, которые тебя окружают.
Кто больше знает профессий?
Твое любимое занятие в свободное время.
5 класс Путешествие по профессиям.
Роль знаний, умений и навыков в приобретении профессии.
Развитие интересов и склонностей младших подростков.
6 класс Рассказы о выдающихся людях в различных сферах деятельности.
Предприятия и учреждения нашего города.
Профнамерения и здоровье ребенка.
7 класс Замечательные люди моей будущей профессии.
Редкие и массовые профессии.
Кто больше знает профессий?
Кто больше знает пословиц и поговорок о труде?
8 класс Организм человека и профессия.
Что я знаю об интерисующей меня профессии?
По родному краю.
Профессии наших родителей.
Развитие интересов и склонностей старших подростков.
Редкие и массовые профессии.
Кто больше знает профессий?
Профессия и призвание.
Книги о профессиях.
9 класс Знаешь ли ты себя?
Выбор профессии.
Где можно получить специальность.
Какие профессии и специальности необходимы нашему городу?
Роль родителей в подготовке учащихся к выбору профессии.
10 класс Книги о профессиях.
Беседа о правильном выборе профессии.
Знаешь ли ты себя?
Твои интересы и увлечения.
11 класс Кто и что оказывает влияние на выбор профессии?
Где можно получить специальность?
Какие профессии необходимы Донецку и региону?
Знаешь ли ты себя?
Что важнее: «Кем быть» или «Каким быть»?
23

Роль родителей в подготовке учащихся к выбору профессии.

• профориентационные игры: деловые игры, квесты, решение кейсов
(ситуаций, в которых необходимо принять решение, занять определенную
позицию), расширяющие знания школьников о типах профессий, о способах
выбора профессий, о достоинствах и недостатках той или иной интересной
школьникам профессиональной деятельности;
•
освоение школьниками курсов внеурочной деятельности: «Путь к
самоопределению», «Моя профессия – мой выбор», «Мир профессий»,
«Школа безопасности»;
•
экскурсии в высшие учебные заведения, средние специальные
учебные заведения, на предприятия города, согласно городскому проекту
«Профи-дебют: масштаб город», дающие школьникам начальные
представления о существующих профессиях и условиях работы людей,
представляющих эти профессии и о возможности получить образование по
этим профессиям;
•
посещение профориентационных выставок, ярмарок профессий,
профориентационных лагерей, дней открытых дверей в средних специальных
учебных заведениях и вузах;
•
участие в работе всероссийских профориентационных проектов
(«Билет в будущее»), созданных в сети интернет: просмотр лекций, решение
учебно-тренировочных задач, участие в мастер классах, посещение открытых
уроков;
•
индивидуальные консультации психолога для школьников и их
родителей по вопросам склонностей, способностей, дарований и иных
индивидуальных особенностей детей, которые могут иметь значение в
процессе выбора ими профессии;
•
освоение школьниками основ профессии в рамках различных
курсов по выбору, включенных в основную образовательную программу
школы, или в рамках курсов дополнительного образования. Для
симулирования интереса к техническому творчеству, формирования
практических навыков работы на современном оборудовании, знакомство со
специализированными компьютерными программами обучающиеся 7, 8
классов осваивают курс «Основы промышленного дизайна», «3-D –
моделирование и прототипирование в промышленном дизайне», в рамках
сетевого
взаимодействия
с
ГАПОУ
Свердловской
области
«Екатеринбургский техникум «Автоматики»;
•
участие в образовательном проекте, совместном с УрГПУ,
«Педагогический класс». Открытие на базе школы педагогического класса
для
обучающихся
ОО
Железнодорожного
района
города
Екатеринбурга. Школа является городским ресурсным центром проекта
в городе Екатеринбурге.
• встречи с носителями профессий (очные и онлайн);
• совместное с педагогами изучение интернет ресурсов, посвященных
выбору
профессий:
24

ориентир.рф/https://proektoria.online/news/projectnews/prodolzhenie_cikla_vser
ossijskih_otkrytyh_urokov/ и др.), прохождение профориентационного онлайнтестирования (https://proforientator.ru/tests/; https://postupi.online/ и др.),
онлайн курсов по интересующим профессиям и направлениям образования,
веб-квеста
«Построй
свою
траекторию
поступления
в
вуз
(https://postupi.online/service/service-vo/quest/);
• участие в работе всероссийских профориентационных проектов
«ПроеКТОриЯ» (https://proektoria.online/), «Навигатум» (https://navigatum.ru/),
созданных в сети интернет: просмотр лекций, решение учебнотренировочных задач, участие в мастер-классах, посещение открытых
уроков;
• участие учащихся 1-9 классов в российском тестировании функциональной
грамотности по модели PISA, по результатам которого каждый участник
получает индивидуальные рекомендации.
3.9. Модуль «Школьные медиа»
Цель школьных медиа – развитие коммуникативной культуры
школьников, формирование навыков общения и сотрудничества, поддержка
творческой самореализации учащихся. Воспитательный потенциал школьных
медиа реализуется в рамках следующих видов и форм деятельности:
В МАОУ СОШ №166 одним из приоритетных направлений
воспитательной работы является организация деятельности школьных медиа
с целью развития коммуникативной культуры обучающихся, формирования
навыков общения и сотрудничества, поддержки их творческой
самореализации. Современные школьные средства массовой информации
позволяют успешно формировать данную социальную позицию
обучающегося. Организацию деятельности школьных медиа осуществляют
педагоги дополнительного образования школы в рамках дополнительной
общеобразовательной общеразвивающей программы «Юный журналист».
Воспитательный потенциал школьных медиа реализуется в рамках
следующих видов и форм деятельности: газета «Тинейджер» – печатное
издание, посвященное событиям школьной и внешкольной жизни.
Периодичность издания газеты – 1 раз в месяц в течение учебного года в
печатном и электронном вариантах (размещение на официальном сайте
школы). Работа с печатным изданием строится на принципах демократизма,
добровольности, соблюдения прав участников образовательного процесса,
этических норм. В состав разновозрастного объединения газеты
«Тинейджер» входят: редактор школьной газеты, журналисты, корректор и
дизайнер газеты. Редактор утверждает концепцию газеты, ее дизайн и
направленность, несет ответственность за содержание газеты, соблюдение
сроков ее выхода в печать, утверждает предлагаемые в газету статьи,
рисунки и фотоматериалы. Журналисты занимаются подготовкой
репортажей, пишут очерки, эссе, ведут журналистские расследования,
работают над интервью с интересными людьми и др. Корректор
осуществляет проверку материалов, подготовленных в печать, и передает
25

дизайнеру, который занимается размещением информации и последующей
версткой газеты. Помимо приобретения учащимися навыков литературного
творчества и журналистской работы, при издании школьной газеты создается
уникальная творческая обучающая среда, которая стимулирует интерес
подростков к развитию собственных интеллектуальных способностей,
активно мобилизует их творческие силы, систематизирует и закрепляет
приобретенные ранее профессиональные умения и навыки в литературном
творчестве, в издательском деле, в полиграфии, дизайне, компьютерных
технологиях, развивает коммуникативные способности.
3.10. Модуль «Организация предметно-эстетической среды»
Окружающая ребенка предметно-эстетическая среда в МАОУ СОШ
№166, обогащает внутренний мир ученика, способствует формированию у
него чувства вкуса и стиля, создает атмосферу психологического комфорта,
поднимает настроение, предупреждает стрессовые ситуации, способствует
позитивному восприятию ребенком школы.
Воспитывающее влияние на ребенка осуществляется через такие формы
работы с предметно-эстетической средой школы как:
•оформление интерьера школьных помещений (вестибюля, коридоров,
рекреаций, актового зала, лестничных пролетов, окон и т.п.) и их
периодическая переориентация, которая может служить хорошим средством
разрушения негативных установок школьников на учебные и внеучебные
занятия;
•благоустройство классных кабинетов, осуществляемое классными
руководителями вместе со школьниками своих классов, позволяющее
учащимся проявить свои фантазию и творческие способности, создающее
повод для длительного общения классного руководителя со своими детьми;
•размещение на стендах школы регулярно сменяемых экспозиций:
творческих работ школьников, позволяющих им реализовать свой
творческий потенциал, а также знакомящих их с работами друг друга;
фотоотчетов об интересных событиях, происходящих в школе (проведенных
ключевых делах, интересных экскурсиях, походах, встречах с интересными
людьми и т.п.)
•озеленение школьной и пришкольной
территории, разбивка клумб,
оборудование оздоровительно-рекреационных зон, позволяющих разделить
свободное пространство школы на зоны активного и тихого отдыха.
Так, в школе реализуется социально-значимый проект «Цветок к
цветку». Озеленение участка - традиционный элемент благоустройства
школы. Привлечение преподавателей, учащихся, родителей к посадке
растений к созданию клумб, цветников, живых изгородей, поддержанию
чистоты территории школьного участка и другим видам несложных работ
способствует формированию доверительного общения внутри коллектива, а
также приучает школьников к созидательному труду.
•В фойе 1,2,3 этажей в несколько этапов реализуется социальный проект
«Школьный зимний сад»: разработка эскизов оформления, озеленение
26

школьного интерьера с использованием комнатных растений; работа с
определителем растений, подготовка табличек с названием растения и его
описания; план экскурсий для младших школьников; подготовка
фотокаталога растений.
•В фойе начальной школы создан шахматный зал: шахматные столы,
банкетки, стены украшены шахматными партиями, имеется съемная доска с
фигурами на магнитах, здесь проходят шахматные турниры, сеансы
одновременной игры в шахматы, обучающиеся начальной школы осваивают
азы игры в шашки.
•создание и поддержание в рабочем состоянии в вестибюле школы
стеллажей свободного книгообмена «Буккроссинг», на которые желающие
дети, родители и педагоги могут выставлять для общего пользования свои
книги, а также брать с них для чтения любые другие;
•совместная с детьми разработка, создание и популяризация особой
школьной символики (эмблема, элементы школьной формы и т.п.),
используемой как в школьной повседневности, так и в торжественные
моменты жизни образовательной организации – во время праздников,
торжественных церемоний, ключевых общешкольных дел и иных
происходящих в жизни школы знаковых событий. Стенды в школе
выполнены в едином корпоративном стиле с эмблемой ОО;
•совместная с детьми разработка бренда образовательной организации
(брендинг – это совокупность приемов, способов и методов создания бренда
школы и его дальнейшее продвижение посредством буклетов, афиш,
социальных сетей, сайта ОО). В школе принято ярко, интересно, творчески
проводить праздники: День знаний, День учителя, последний звонок для
выпускников, выпускной вечер. Специальные события школы – это
источники позитивной информации, но важно заниматься и продвижением
самих событий, формировать интерес к ним, рекламировать их (эффективно
размещать на территории школы афиши, давать анонсы событий в СМИ,
размещать анонсирующую и итоговую информацию на официальном сайте
школы);
•в фойе основной школы 2 этажа расположены витрины с кубками и
грамотами учеников, которые принесли славу школе, стены украшены
фотолентой событий с изображением самых значимых воспитательных
событий. Это аллея славы МАОУ СОШ №166;
•популярным элементом маркетинговых коммуникаций в МАОУ СОШ
№166 является представительство школы в интернете. Электронные
коммуникации школы включают как минимум три направления
деятельности: 1) создание и управление официальным сайтом школы;
2) сотрудничество и размещение различной информации на образовательных
порталах; 3) работа в рамках социальных сетей.
•акцентирование внимания школьников посредством элементов предметноэстетической среды (стенды, плакаты) на важных для воспитания ценностях
школы, ее традициях, правилах.
27

3.11. Модуль «Работа с родителями»
Работа с родителями или законными представителями школьников
осуществляется для более эффективного достижения цели воспитания,
которое обеспечивается согласованием позиций семьи и школы в данном
вопросе. Работа с родителями или законными представителями школьников
осуществляется в рамках следующих видов и форм деятельности:
На групповом уровне:
•Общешкольный родительский комитет, участвующий в управлении школой
и решении вопросов воспитания и социализации их детей;
•общешкольные родительские собрания, происходящие в режиме
обсуждения наиболее острых проблем обучения и воспитания школьников;
•педагогическое просвещение родителей по вопросам воспитания детей, в
ходе которого родители получают рекомендации классных руководителей
и обмениваются собственным творческим опытом и находками в деле
воспитания детей;
•взаимодействие
с
родителями
посредством
школьного
сайта:
размещается информация, предусматривающая ознакомление родителей,
школьные новости.
На индивидуальном уровне:
•обращение к специалистам по запросу родителей для решения острых
конфликтных ситуаций;
•участие родителей в педагогических консилиумах, собираемых в случае
возникновения острых проблем, связанных с обучением и воспитанием
конкретного ребенка;
•помощь со стороны родителей в подготовке и проведении общешкольных и
внутриклассных мероприятий воспитательной направленности;
•индивидуальное консультирование c целью координации воспитательных
усилий педагогов и родителей.
3.12. Модуль «Волонтерство»
Волонтерство – это участие школьников в общественно-полезных делах,
деятельности на благо конкретных людей и социального окружения в целом.
Волонтерство может быть событийным и повседневным. Событийное
волонтерство предполагает участие школьников в проведении разовых
акций, которые часто носят масштабный характер, проводятся на уровне
района, города, страны. Повседневное волонтерство предполагает
постоянную деятельность школьников, направленную на благо конкретных
людей и социального окружения в целом. Волонтерство позволяет
школьникам проявить такие качества как внимание, забота, уважение.
Волонтерство позволяет развивать коммуникативную культуру, умение
общаться, слушать и слышать, эмоциональный интеллект, эмпатию, умение
сопереживать. Воспитательный потенциал волонтерства реализуется
следующим образом:
На внешкольном уровне:
28

• участие школьников в организации культурных, спортивных,
развлекательных мероприятий районного и городского уровня от лица
школы (в работе курьерами, встречающими лицами, помогающими
сориентироваться на территории проведения мероприятия, ответственными
за техническое обеспечение мероприятия и т.п.);
•участие
школьников
в
организации
культурных,
спортивных,
развлекательных мероприятий, проводимых на базе школы (в том числе
районного, городского характера);
•посильная помощь, оказываемая школьниками пожилым людям,
проживающим в микрорайоне расположения образовательной организации;
• привлечение школьников к совместной работе с учреждениями социальной
сферы (детские сады, детские дома, дома престарелых, центры социальной
помощи семье и детям, учреждения здравоохранения) – в проведении
культурно-просветительских
и
развлекательных
мероприятий
для
посетителей этих учреждений, в помощи по благоустройству территории
данных учреждений;
•включение школьников в общение (посредством электронных сетей) с
детьми, проживающими в отдаленных районах, детьми с особыми
образовательными потребностями или особенностями здоровья, детьми,
находящимися на лечении или проживании в интернатных учреждениях или
учреждениях здравоохранения;
•участие школьников (с согласия родителей или законных представителей) к
сбору помощи для нуждающихся, в том числе военнослужащих в регионах
стихийных бедствий, военном госпитале.
На уровне школы:
•участие школьников в организации праздников, торжественных
мероприятий, встреч с гостями школы;
•участие школьников в работе с младшими ребятами: проведение для них
праздников, утренников, тематических вечеров;
•участие школьников к работе на прилегающей к школе территории (работа
в школьном саду, благоустройство клумб, уход за деревьями и кустарниками,
уход за малыми архитектурными формами).
На базе школы созданы следующие волонтерские отряды:
✓ «Юнармия», участие в патриотических мероприятиях.
✓ «Активисты безопасности», отряд инспекторов дорожного движения,
пропаганда безопасного поведения на проезжей части пешеходов,
велосипедистов пассажиров, проведение занятий с младшими школьниками,
патрулирование на перекрестках возле школы, участие в городских
соревнованиях отрядов ЮИД «Безопасное колесо» (сентябрь, апрель).
✓ «Горячая молодежь», отряд пожарных, пропаганда безопасного обращения с
огнем, изучение пожарного дела, опыта лучших пожарных, экскурсии в
пожарную часть, соревнования по пожарно-прикладным видам спорта,
участие в конкурсах ДЮП.
29

✓ Отряд «Юные железнодорожники», пропаганда безопасного поведения на
железной дороге, участие в конкурсах.
✓ Волонтерский отряд «Мы вместе!», социальная направленность,
профилактика зависимостей.
✓ Отряд «Поиск» – сбор, оформление, хранение информации в школьном
музее, встречи с ветеранами, запись воспоминаний, составление историй
реликвий
✓ Юнармейский отряд «Защитники, пропаганда законопослушного поведения,
правовое просвещение младших школьников, участие в конкурсе отрядов
«Достойные сыны Отечества», участие в правовых викторинах, конкурсах,
проведение исследований по праву, создание социальных видеороликов.
Основная задача отрядов - проведение массово-разъяснительной работы
по пропаганде безопасного поведения в повседневной жизни. Отряды
принимают активное участие в мастер классах, конкурсах, проводят
разъяснительную работу, организовывают профилактические мероприятия,
познавательные игры по ПБ, и ПДД, распространяют памятки для
обучающихся и родителей, работают с инспекторами ГИБДД, сотрудниками
ПДН, выступают на школьных праздниках с театрализованными
представлениями.
Каждый волонтерский отряд имеет свой план работы или программу работы,
своего руководителя, свою символику, деятельность отряда отражается на
информационных стендах школы, на сайте школы, в социальных сетях и
средствах массовой информации.
4. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ САМОАНАЛИЗА ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

Самоанализ организуемой в МАОУ СОШ №166 воспитательной работы
осуществляется по выбранным самой школой направлениям и проводится с
целью выявления основных проблем школьного воспитания и последующего
их решения.
Самоанализ осуществляется ежегодно (в конце учебного года) силами
самой школы.
Основными принципами, на основе которых осуществляется самоанализ
воспитательной работы в школе, являются:
- принцип гуманистической направленности осуществляемого анализа,
ориентирующий экспертов на уважительное отношение как к воспитанникам,
так и к педагогам, реализующим воспитательный процесс;
- принцип приоритета анализа сущностных сторон воспитания,
ориентирующий экспертов на изучение не количественных его показателей, а
качественных – таких как содержание и разнообразие деятельности, характер
общения и отношений между школьниками и педагогами;
- принцип развивающего характера осуществляемого анализа,
ориентирующий экспертов на использование его результатов для
совершенствования воспитательной деятельности педагогов: грамотной
постановки ими цели и задач воспитания, умелого планирования своей
воспитательной работы, адекватного подбора видов, форм и содержания их
совместной с детьми деятельности;
30

- принцип разделенной ответственности за результаты личностного
развития школьников, ориентирующий экспертов на понимание того, что
личностное развитие школьников – это результат как социального
воспитания (в котором школа участвует наряду с другими социальными
институтами), так и стихийной социализации и саморазвития детей.
Основными направлениями анализа организуемого в школе
воспитательного процесса:
1. Результаты воспитания, социализации и саморазвития
школьников.
Критерием, на основе которого осуществляется данный анализ, является
динамика личностного развития школьников каждого класса.
Осуществляется анализ классными руководителями совместно с
заместителем директора по воспитательной работе с последующим
обсуждением его результатов на заседании методического объединения
классных руководителей или педагогическом совете школы.
Способом получения информации о результатах воспитания,
социализации и саморазвития школьников является педагогическое
наблюдение, диагностика «Уровень воспитанности».
Внимание педагогов сосредотачивается на следующих вопросах: какие
прежде существовавшие проблемы личностного развития школьников
удалось решить за минувший учебный год; какие проблемы решить не
удалось и почему; какие новые проблемы появились, над чем далее
предстоит работать педагогическому коллективу.
2. Состояние организуемой в школе совместной деятельности детей
и взрослых.
Критерием, на основе которого осуществляется данный анализ, является
наличие в школе интересной, событийно насыщенной и личностно
развивающей совместной деятельности детей и взрослых.
Осуществляется анализ заместителем директора по воспитательной
работе, классными руководителями, Советом старшеклассников и
родителями, хорошо знакомыми с деятельностью школы.
Способами получения информации о состоянии организуемой в школе
совместной деятельности детей и взрослых могут быть беседы со
школьниками и их родителями, педагогами, лидерами ученического
самоуправления, при необходимости – их анкетирование. Полученные
результаты обсуждаются на заседании методического объединения классных
руководителей или педагогическом совете школы.
Основными направлениями анализа организуемого в школе
воспитательного процесса являются:
1)Результаты воспитания, социализации и саморазвития школьников
(динамика личностного развития школьников каждого класса; какие прежде
существовавшие проблемы личностного развития школьников удалось
решить; какие проблемы решить не удалось и почему; какие новые проблемы
появились, над чем далее предстоит работать)
31

2)Воспитательная деятельность педагогов (испытывают ли педагоги
затруднения в определении целей и задач своей воспитательной
деятельности; испытывают ли они проблемы с реализацией воспитательного
потенциала их совместной с детьми деятельности; стремятся ли они к
формированию вокруг себя привлекательных для школьников детсковзрослых общностей; доброжелателен ли стиль их общения со школьниками;
складываются ли у них доверительные отношения со школьниками; являются
ли они для своих воспитанников значимыми взрослыми людьми)
3)Управление воспитательным процессом в образовательной организации
(имеют ли педагоги четкое представление о нормативно-методических
документах, регулирующих воспитательный процесс в школе, о своих
должностных обязанностях и правах, сфере своей ответственности;
создаются ли школьной администрацией условия для профессионального
роста педагогов в сфере воспитания; поощряются ли школьные педагоги за
хорошую воспитательную работу со школьниками).
Внимание при этом сосредотачивается на вопросах, связанных с
- качеством проводимых общешкольных ключевых дел;
- качеством совместной деятельности классных руководителей и их классов;
- качеством организуемой в школе внеурочной деятельности;
- качеством реализации личностно развивающего потенциала школьных
уроков;
- качеством существующего в школе ученического самоуправления;
- качеством функционирующих на базе школы детских общественных
объединений;
- качеством проводимых в школе экскурсий, походов;
- качеством профориентационной работы школы;
- качеством работы школьных медиа;
- качеством организации предметно-эстетической среды школы;
- качеством взаимодействия школы и семей школьников.
Итогом самоанализа организуемой в школе воспитательной работы является
перечень выявленных проблем, над которыми предстоит работать
педагогическому коллективу, и проект направленных на это управленческих
решений. Анализ воспитательной деятельности за прошедший учебный год
обсуждается на МО классных руководителей, на педагогическом совете
школы.
Рабочая программа воспитания принята с учетом мнения коллегиальных
органов:
Протокол с №12 от 30.04. 2021 (совет обучающихся)
Протокол №2 от 30.04.2021 года (совет родителей)
Протокол №6 от 30.04.2021 года (педагогический совет)

32


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».