Положение о режиме занятий обучающихся

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 166 С УГЛУБЛЕННЫМ
ИЗУЧЕНИЕМ ОТДЕЛЬНЫХ ПРЕДМЕТОВ
620141, Екатеринбург, ул. Пехотинцев, 14, тел./факс (343) 366-04-16
E-mail: ekb-mou166@mail.ru, школа166.екатеринбург.рф
_______________________________________________________________________________________

ПОЛОЖЕНИЕ
о режиме занятий обучающихся
1.
Общие положения
1.1. Положение о режиме занятий обучающихся Муниципального автономного
общеобразовательного учреждения средней
общеобразовательной
школы
№166 с
углубленным изучением отдельных предметов
г. Екатеринбурга (далее –Учреждение)
разработано в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об
образовании в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями), Постановлением
главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 №28 «Об
утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к
организации воспитания и обучения, отдыха и здоровья детей и молодежи», приказом
Министерства образования и науки Российской Федерации от 15.03.2013 г. № 185 «Об
утверждении Порядка применения к обучающимся и снятия с обучающихся мер
дисциплинарного взыскания» (с изменениями и дополнениями), приказом Министерства
образования и науки Российской Федерации от 29.08.2013 г. № 1008 «Об утверждении Порядка
организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным
общеобразовательным программам», приказом Министерства образования и науки Российской
Федерации от 30.08.2013 г. № 1015 «Об утверждении порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам начального
общего, основного общего и среднего общего образования» (с изменениями и дополнениями),
Письмом Министерства общего и профессионального образования Свердловской области от
25.10.2017 №02-01-81/9345 «Об организации образовательного процесса в зимний период»,
Уставом МАОУ СОШ №166 с углубленным изучением отдельных предметов, Правилами
внутреннего распорядка обучающихся.
1.2. Настоящее Положение является локальным нормативным актом, регламентирует
режим занятий обучающихся МАОУ СОШ №166 с углубленным изучением отдельных
предметов.
1.3. Настоящее Положение обязательно для исполнения всеми обучающимися
Учреждения и их родителями (законными представителями), обеспечивающими получение
обучающимися общего образования (в части их касающейся).
1.4. Один экземпляр настоящего Положения хранится в библиотеке Учреждения.
Текст настоящего Порядка размещается на официальном сайте Учреждения в сети Интернет.
2. Режим учебного года
2.1. Учебный год в Учреждении начинается 1 сентября. Если этот день приходится на
выходной день, учебный год начинается в первый, следующий за ним рабочий день.
1

2.2. Продолжительность учебного года в 1-х классах составляет 33 учебные недели, во
2-4-х классах - не менее 34-х учебных недель, в 5-8, 10-х классах – 35 недель, в 9, 11-х классах –
34 недели (без учета государственной итоговой аттестации).
2.3. Учебный год в Учреждении делится на четыре учебные четверти в 1-9-х классах
или на два учебных полугодия в 10-11-х классах.
2.4. В соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации с
юношами 10-х классов в конце учебного года (май ли июнь) проводятся учебные сборы.
Продолжительность учебных сборов составляет 5 дней (40 учебных часов). Конкретные сроки
проведения учебных сборов устанавливаются органом местного самоуправления,
осуществляющим управление в сфере образования, по согласованию с военным комиссариатом.
2.5. В процессе освоения общеобразовательных программ обучающимся
предоставляются каникулы – плановые перерывы при получении образования для отдыха иных
социальных целей, сроки начала и окончания каникул определяются Учреждением
самостоятельно на основании календарного учебного графика.
С целью профилактики переутомления в годовом календарном учебном плане
обучающихся предусмотрено чередование периодов учебного времени и каникул.
Продолжительность каникул составляет не менее 7 календарных дней.
Продолжительность каникул в течение учебного года составляет не менее 30 дней,
летом – не менее 8 недель.
Для обучающихся первых классов в течение учебного года устанавливаются
дополнительные недельные каникулы в середине третьей четверти.
2.6. Календарный учебный график на каждый учебный год утверждается приказом
директора Учреждения.

3.

Режим учебных занятий

3.1. В Учреждении устанавливаются основные виды учебных занятий: урок, лекции,
семинары, практические занятия, лабораторные занятия, консультации, самостоятельные работы,
практика, выполнение контрольных работ и другие.
3.2. Для всех видов аудиторных занятий академический час устанавливается
продолжительностью 40 минут.
3.3. Занятия обучающихся по очной форме обучения начинаются не ранее 8:00, заканчиваются
не позднее 19:00.
3.4. Для обучающихся очной формы обучения предусматриваются консультации в объёме не
менее 40 минут на каждую учебную неделю, в том числе для лиц, обучающихся по индивидуальному
учебному плану.
3.5. Обучающиеся могут пользоваться учебными кабинетами для самостоятельных занятий,
актовым и спортивными залами для подготовки к конкурсам и другим внеклассным мероприятиям при
условии согласования с администрацией во внеурочное время с 08:00 до 19:00.

4. Требования к режиму образовательной деятельности
4.1. Количество учащихся в классе определяется исходя из расчёта соблюдения нормы
площади на одного обучающегося, соблюдении требований к расстановке мебели в учебных
помещениях.
При наличии необходимых условий и средств для обучения возможно деление классов
по учебным предметам на группы.
4.2. Обучение детей, не достигших 6 лет 6 месяцев к началу учебного года, проводится
в общеобразовательной организации с соблюдением всех гигиенических требований к
условиям и организации образовательной деятельности для детей дошкольного возраста.
4.3. Основная образовательная программа реализуется через организацию урочной и
внеурочной деятельности. Общий объём нагрузки и максимальный объем аудиторной нагрузки
на обучающихся:

2

Максимально допустимая аудиторная недельная нагрузка
(в академических часах) *
Классы
при 6-ти дневной неделе, не
более

при 5-ти дневной неделе,
не более

Максимально
допустимый недельный
объем нагрузки
внеурочной
деятельности (в
академических часах)**
Независимо от
продолжительности
учебной недели, не более
10
10
10
10
10
10
10

1
21
2-4
26
23
5
32
29
6
33
30
7
35
32
8-9
36
33
10-11
37
34
Примечание:
* Максимально допустимая аудиторная недельная нагрузка включает обязательную часть учебного плана и
часть учебного плана, формируемую участниками образовательных отношений.
** Часы внеурочной деятельности могут быть реализованы как в течение учебной недели, так и в период
каникул, в выходные и нерабочие праздничные дни. Внеурочная деятельность организуется на добровольной
основе в соответствии с выбором участников образовательных отношений.

4.4. В отношении организации образовательного процесса и режима дня соблюдаются
следующие требования:
4.4.1. Издательская продукция (книжные и электронные ее варианты), используемые
хозяйствующим субъектом, должны соответствовать гигиеническим нормативам.
4.4.2. Кабинеты информатики и работа с электронными образовательными средствами
(далее – ЭСО) должны соответствовать гигиеническим нормативам.
При использовании ЭСО во время занятий и перемен должна проводиться гимнастика
для глаз. При использовании книжных учебных изданий гимнастика для глаз должна
проводиться во время перемен.
Для профилактики нарушений осанки во время занятий должны проводиться
соответствующие физические упражнения (далее физкультминутки).
При использовании ЭСО с демонстрацией обучающих фильмов, программ или иной
информации, предусматривающих ее фиксацию в тетрадях обучающимися, продолжительность
непрерывного использования экрана не должна превышать для учащихся 1-4-х классов - 10
минут, для 5-9-х классов -15 минут.
Общая продолжительность использования ЭСО на уроке не должна превышать для
интерактивной доски - для детей до 10 лет - 20 минут, старше 10 лет - 30 минут; компьютера для детей 1-2 классов - 20 минут, 3-4 классов - 25 минут, 5-9 классов - 30 минут, 10-11 классов 35 минут.
4.4.3. Расписание занятий составляются с учетом дневной и недельной динамики
умственной работоспособности обучающихся и шкалой трудности учебных предметов.
Режим двигательной активности детей в течение дня организуется с учетом возрастных
особенностей и состояния здоровья.
При организации образовательной деятельности предусматривается введение в режим
дня физкультминуток во время занятий, гимнастики для глаз, обеспечивается контроль за
осанкой, в том числе, во время письма, рисования и использования ЭСО.
Физкультурные, физкультурно-оздоровительные мероприятия, массовые спортивные
мероприятия, туристические походы, спортивные соревнования организуются с учетом
возраста, физической подготовленности и состояния здоровья детей. Учреждением
обеспечивается присутствие медицинских работников на спортивных соревнованиях.
Возможность проведения занятий физической культурой и спортом на открытом
воздухе, а также подвижных игр, определяется по совокупности показателей
метеорологических условий (температуры, относительной влажности и скорости движения
воздуха). В дождливые, ветреные и морозные дни занятия физической культурой должны
проводится в зале.
3

Отношение времени, затраченного на непосредственное выполнение физических
упражнений к общему времени занятия физической культурой должна составлять не менее
70%.
4.5. При реализации образовательных программ соблюдаются следующие санитарноэпидемиологические требования:
Объем обязательной части образовательной программы начального общего
образования должен составлять 80%, образовательной программы основного общего - 70% и
образовательной программы среднего общего образования - 60%. Суммарный объем
обязательной части образовательной программы и части, формируемой участниками
образовательных отношений, реализуется в рамках максимального общего объема недельной
образовательной нагрузки.
Часы, отведенные на внеурочную деятельность, должны быть организованы в формах,
отличных от урочных, предусматривающих проведение общественно полезных практик,
исследовательской деятельности, реализации образовательных проектов, экскурсий, походов,
соревнований, посещений театров, музеев и иные формы.
Внеурочная деятельность обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
формируется из часов, необходимых для обеспечения их индивидуальных потребностей и
составляющих суммарно 10 часов в неделю на обучающегося, из которых не менее 5 часов
должны включать обязательные занятия коррекционной направленности с учетом возрастных
особенностей учащихся и их физиологических потребностей.
Урочная деятельность обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
организуется по 5 дневной учебной неделе, в субботу возможны организация проведение
внеурочной деятельности.
Расписание уроков составляется с учетом дневной и недельной умственной
работоспособности обучающихся и шкалы трудности учебных предметов, определенной
гигиеническими нормативами.
Образовательная недельная нагрузка распределяется равномерно в течение учебной
недели, при этом объем максимально допустимой нагрузки в течение дня составляет:
для обучающихся 1-х классов - не должен превышать 4 уроков и один раз в неделю - 5
уроков, за счет урока физической культуры,
для обучающихся 2-4 классов - не более 5 уроков и один раз в неделю 6 уроков за счет
урока физической культуры,
для обучающихся 5-6 классов - не более 6 уроков,
для обучающихся 7-11 классов - не более 7 уроков.
Факультативные занятия и занятия по программам дополнительного образования,
планируют на дни с наименьшим количеством обязательных уроков. Между началом
факультативных (дополнительных) занятий и последним уроком необходимо организовывать
перерыв продолжительностью не менее 20 минут.
Обучение в 1 классе осуществляется с соблюдением следующих требований:
учебные занятия проводятся по 5-дневной учебной неделе и только в первую смену,
обучение в первом полугодии: в сентябре, октябре - по 3 урока в день по 35 минут
каждый, в ноябре-декабре - по 4 урока в день по 35 минут каждый; в январе - мае - по 4 урока в
день по 40 минут каждый,
в середине учебного дня организуется динамическая пауза продолжительностью не
менее 40 минут,
предоставляются дополнительные недельные каникулы в середине третьей четверти
при четвертном режиме обучения. Возможна организация дополнительных каникул независимо
от четвертей (триместров).
При осуществлении присмотра и ухода в общеобразовательной организации в группах
продленного дня должны быть созданы условия, включающие организацию полдника и
прогулок для всех обучающихся, либо полдника, прогулок и дневного сна для детей первого
года обучения.
Для предупреждения переутомления в течение недели обучающиеся должны иметь
облегченный учебный день в среду или в четверг.
4

Продолжительность перемен между уроками составляет не менее 10 минут, большой
перемены (после 2 или 3 урока) - 20 - 30 минут. Вместо одной большой перемены допускается
после 2 и 3 уроков устанавливать две перемены по 20 минут каждая.
Продолжительность перемены между урочной и внеурочной деятельностью должна
составлять не менее 30 минут, за исключением обучающихся с ограниченными возможностями
здоровья, обучение которых осуществляется по специальной индивидуальной программе
развития.
4.5.1. Все работы в учебных кабинетах технологии, обучающиеся выполняют в
специальной одежде и (или) с использованием средств индивидуальной защиты.
Для организации трудового обучения кабинеты технологии обеспечиваются
необходимым оборудованием и инструментом со специальными приспособлениями,
учитывающими особые образовательные потребности обучающихся с ограниченными
возможностями здоровья.
Условия трудового обучения должны соответствовать возрасту обучающегося,
учебным, воспитательным и коррекционным задачам.
Организация профильного обучения в 10 - 11 классах не должна приводить к
увеличению образовательной нагрузки.
4.5.2. При проведении итоговой аттестации не допускается проведение более одного
экзамена в день. Перерыв между проведением экзаменов должен быть не менее 2-х
календарных дней. При проведении государственной итоговой аттестации по образовательным
программам среднего общего образования в форме единого государственного экзамена (далее ЕГЭ) по предметам по выбору участников ЕГЭ допускается их проведение через день.
При продолжительности экзамена от 4 часов и более обучающиеся обеспечиваются
питанием. Независимо от продолжительности экзамена обеспечивается питьевой режим.
Время ожидания начала экзамена в классах не должно превышать 30 минут.
4.5.3. В журнале классного руководителя оформляется лист здоровья, в который для
каждого обучающегося вносят сведения о его антропометрических данных, группе здоровья,
медицинской группе для занятий физической культурой, номере необходимой учебной мебели,
а также медицинские рекомендации.
5. Актированные дни
Актированный день – день, в который из-за погодных условий возможно непосещение
учебных занятий в организации учащимися по усмотрению родителей (законных
представителей).
5.1. Для признания актированными днями устанавливаются следующие температурные
режимы:
1) для учащихся 1 – 4 классов при температуре воздуха -28°С без ветра, -25°С с ветром
(при скорости ветра не менее 4 м\сек);
2) для обучающихся 5 – 9 классов при температуре воздуха -30°С без ветра, -28°С в
ветром;
3) для обучающихся 10 – 11 классов при температуре -32°С без ветра, -30°С с ветром.
5.2. Для обучающихся, не посещающих Учреждение в актированные дни организуется
обучение с применением электронного обучения и дистанционных образовательных
технологий.
6. Организация обучения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
6.1. Содержание общего образования и условия организации обучения обучающихся с
ограниченными возможностями здоровья определяются адаптированной образовательной
программой, для инвалидов также в соответствии с индивидуальной программой реабилитации
инвалида.
6.2. Дети с ограниченными возможностями здоровья принимаются на обучение по
адаптированной основной общеобразовательной программе только с согласия родителей
5

(законных представителей) и на основании рекомендаций психолого- медико-педагогической
комиссии.
6.3. Для обучающихся, нуждающихся в длительном лечении, детей-инвалидов, которые
по состоянию здоровья не могут посещать Учреждение, обучение по образовательным
программам начального общего, основного общего и среднего общего образования на
основании медицинского заключения о состоянии их здоровья и письменного обращения
родителей (законных представителей) к директору Учреждения организуется на дому.
6.4. Порядок оформления отношений Учреждения с обучающимися и их родителями
(законными представителями) в части организации обучения на дому устанавливается
нормативным правовым актом Свердловской области.
7. Организация обучения обучающихся
по дополнительным общеобразовательным программам
7.1. Учреждение реализует дополнительные общеобразовательные программы в
течение всего календарного года, включая каникулярное время.
7.2. Занятия объединений дополнительного образования начинаются не ранее, чем
через 45 минут, после окончания учебных занятий.
7.3. Занятия в объединениях дополнительного образования проводятся по группам
обучающихся одного возраста или разных возрастных категорий, сформированных по
направленностям.
Количество обучающихся в одной группе составляет до 15 человек.
7.4. Формы обучения по дополнительным общеобразовательным программам
определяются Учреждением самостоятельно, если иное не установлено законодательством
Российской Федерации.
7.5. Каждый обучающийся имеет право заниматься в нескольких объединениях
дополнительного образования, менять их.
7.6. Расписание занятий объединения дополнительного образования составляется для
создания наиболее благоприятного режима труда и отдыха обучающихся администрацией
Учреждения, по представлению педагогических работников с учетом пожеланий обучающихся,
родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся и возрастных
особенностей обучающихся.
7.7. В работе объединений дополнительного образования при наличии условий и
согласия руководителя объединения могут участвовать совместно с несовершеннолетними
обучающимися их родители (законные представители) без включения в основной состав.
8.
Организация внеучебной деятельности обучающихся
8.1. Внеучебная деятельность с обучающимися – специально организованная
деятельность обучающихся, которая осуществляется в свободное от учебных занятий время,
является важнейшей составной частью образовательной деятельности МАОУ СОШ № 68 с
углубленным изучением отдельных предметов и обеспечивает формирование нравственных,
общекультурных, гражданских и профессиональных личностных качеств и успешную
социализацию обучающихся.
8.2. Время, отведенное на внеучебную деятельность, не учитывается при определении
максимально допустимой недельной нагрузки обучающихся.
8.3. Внеучебная деятельность обучающихся осуществляется на основании
соответствующих
программ
и
планов
воспитательной,
профилактической,
профориентационной работы.
8.4. Выход за пределы Учреждения для участия в интеллектуальных (олимпиады,
конференции), культурно-массовых (посещение театров, музеев, концертов, выставок) и
спортивных (соревнования, смотры, туристические походы) мероприятиях осуществляется
только после издания соответствующего приказа директора Учреждения.
8.5. Ответственность за жизнь и здоровье обучающихся во время пути следования и
6

проведения мероприятий несут педагогические работники, назначенные приказом директора
Учреждения.
9. Организация образовательной деятельности в условиях неблагоприятной
эпидемиологической обстановки (карантина, пандемии и др.)
9.1. Образовательная
деятельность
Учреждения
в
периоды
неблагоприятной
эпидемиологической обстановки устанавливает особый режим работы школы на основании приказа
директора, учитывая рекомендации вышестоящих организаций.
9.2. Особые карантинные мероприятия могут применяться как к обучающимся отдельных
классов, так ко всем участникам образовательных отношений.
9.3. На период проведения карантинных мероприятий образовательная деятельность может
организовываться с применением электронного обучения и дистанционных образовательных
технологий.
10. Заключительные положения

10.1. Настоящее Положение вступает в силу с момента утверждения.
10.2. Срок действия настоящего Положения неограничен. Положение действует до
принятия нового.
Настоящий локальный акт принят с учетом мнения коллегиальных органов:
- протокол № 12 от 30.04.2021 (совет обучающихся)
- протокол № 2 от 30.04.2021 (совет родителей)
- протокол № 6 от 30.04.2021 (педагогический совет)

7


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».